Работа с одаренными детьми

Если говорить об одаренности обучающихся, то такие дети сразу заметны при проведении
уроков, интегрированных и элективных занятий своей творческой активностью,
постановкой нестандартных вопросов. В работах таких детей обязательно есть необычные
гипотезы, интересная аргументация и стремление расширить границы своего знания по
предмету.
Многие утверждают, что все эти качества и способности даются человеку от рождения.
Но это не так: способности развиваются в деятельности.

«Ученик умственно воспитывается лишь тогда, … когда по отношению к знаниям
он занимает не пассивную, а деятельную позицию. Только при этом условии учение,
познание доставляет ему глубокие чувства радости, удовлетворенности,
взволнованности, эмоциональной приподнятости», – писал В.А. Сухомлинский.

Поэтому можно говорить о том, что первые шаги к высокомотивированному ученику, к
отысканию искры, которая горит в нем, начинается на уроке. Первоначальная задача
состоит в том, чтобы своевременно выявить одаренность, вызвать и увидеть в ребенке
желание творить, искать, трудиться над непознанным для него явлением.
Основное направление в нашей работе с одаренными детьми по русскому языку и
литературе состоит не только в том, чтобы сохранить этот высокий уровень развития
ребенка, но и дать возможность раскрыть свои способности в дальнейшем и не
ограничивать эти способности определенными рамками.
В учебном процессе развитие одарённого ребёнка мы рассматриваем как развитие его
внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным
созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть
способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать
свои способности. Вот почему методы и формы работы учителя должны способствовать
решению обозначенной задачи.

Для этой категории детей мы предпочитаем следующие методы работы:
-исследовательский;
-частично-поисковый;
-проблемный;
-метод проектов;
Формы работы:
– классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие
задания;
– консультирование по возникшей проблеме;
– дискуссия; (в рамках недели русского языка)
– игры.
Очень важны, как нам кажется:

-предметные олимпиады;
-интеллектуальные марафоны;
-различные конкурсы и викторины;
-словесные игры и забавы;
-проекты по различной тематике;
-ролевые игры;
-индивидуальные творческие задания.

Отчет об участии во всероссийских, областных конкурсах учеников школы