Средняя школа №2

Профилактика зацепинга среди несовершеннолетних

Методические рекомендации по профилактике зацепинга среди несовершеннолетних

Экстремальное поведение поведение подростка может иметь формы зацепинга или трейнсерфинга.
Зацепинг, или трейнсерфинг (от англ. Train surfing), – езда на крыше транспортных составов (электрички, метро, автобуса), между или под вагонами. Зацепинг – это социально опасное явление, схожее с мелким хулиганством, одно из проявлений девиантного поведения молодежи. В современных условиях зацепинг влияет на процесс социализации, формирование «Образа Я» достаточно большого числа молодежи.
Зацепинг – это молодежное увлечение со своими традициями, негласными правилами этики, языком общения.


Многочисленные группы трейнсёрферов общаются в Интернете, создают сообщества (ВКонтакте несколько десятков групп зацеперов по различным направлениям следования поездов российской железной дороги; там же обсуждают модели поездов, время и место сбора зацеперов, участники предупреждают друг друга о дежурящих на станциях полицейских или антизацеперах, а также делятся видео своих удачных «зацепов»; здесь же выкладывают видео и фото несчастных случаев с циничными комментариями о том, что гибнут только «непрофессионалы», происходит «естественный отбор»).
Сами молодые люди, согласно опросам и мнениям на форуме, рассматривают зацепинг как возможность доказать окружающим, что они могут сделать больше, чем простые люди (пройти путь героя), найти новые ощущения в одном из экстремальных видов спорта (называя его «экстримом для бедных»). По их мнению зацепинг обеспечивает:
– получение удовольствия от скорости и процесса езды;
– расширенный обзор окружающей местности;
– возможность проехать с относительным комфортом при переполненности вагона;
– возможность сэкономить на оплате проезда;
– возможность осуществлять посадку и высадку на ходу поезда при движении с небольшой скоростью, что позволяет успеть на отправляющийся поезд или покинуть его до полной остановки;
– возможность осуществлять проезд на поезде, не осуществляющем перевозку пассажиров (на товарном, почтовом или служебном поезде, на одиночном локомотиве, на пассажирском поезде, совершающем служебный рейс и т. д.);
– повышение общей мобильности при перемещении по поезду (то есть возможность попасть в вагон с внешней стороны тогда, когда в него сложно попасть через двери, например, из-за сильной переполненности поезда, наличия закрытых дверей в межвагонных переходах и т. д.) и возможность проникнуть в вагон или из него нестандартными способами (через окно, межвагонную резину и т.д.);
– по мнению ряда трейнсёрферов, навык проезда снаружи поездов способствует развитию общей физической и ментальной подготовки и может сыграть роль при спасении в экстренной ситуации.
Стремление подростков самовыражаться в процессе жизнедеятельности любым, в том числе необычным способом, а также тяга к риску и адреналину
– это нормально для подросткового возраста.
В России выраженный рост «зацеперства» произошел летом 2010 года. В это время сформировалось организованное движения трейнсёрферов (зацеперов), приверженцы которого создали сайты в сети Интернет, для обмена информации о трейнсёрфинге (зацепинге) и его пропаганде. В дальнейшем организованными группами зацеперов была проведена пропаганда проезда на крыше и снаружи поездов большими группами. Произошедший в связи с этим рост связанных с зацепингом несчастных случаев и рост публикаций в печати и на телевидении привели к широкой известности данного явления и к тому, что в России оно приняло массовый характер. Только в Москве и Московской области, по оценкам экспертов, число зацеперов составляет до 20 тысяч человек. А статистика гибели зацеперов с каждым годом возрастатет.
В отечественной и в зарубежной психологии при исследовании учеными девиантного поведения подростков рассматриваются проблемы возрастных особенностей данной категории лиц. В силу того, что подростковый возраст отличается высокой личностной нестабильностью и противоречивостью, именно подростки наиболее склонны к проявлению девиантных (отклоняющихся в деструкцию) форм поведения.
Основные противоречия личности в подростковом возрасте:
– между потребностью проявить самостоятельность и реальными возможностями ее осуществления;
– подросток считает себя взрослым, оставаясь по своим реальным силам ребенком («Я сам взрослый, а поэтому взрослым не доверяю и они мне не указ»);
– подросток больше всего нуждается в референтной группе, он хочет входить в ту или иную социальную группу, считаться ее полноправным членом, жить по ее законам. Но именно группы подростков наиболее замкнуты и трудно принимают в себя «новичков», что часто создает особое пространство одиночества вокруг подростка с трудностями в общении;
– для подросткового возраста характерно стремление отстаивать свое право на индивидуальность и уникальность, при этом одновременно быть «ни на кого не похожим» и «быть как все».
В силу наличия данных противоречий и сложности подросткового возраста в целом, внутренних и внешних условий развития подростков, могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления. Они, в свою очередь, создают объективные предпосылки для возникновения и проявления девиантного поведения у подростков. В настоящее время наблюдается возрастание именно экстремальных форм поведения среди подростков.
К экстремальному поведению относятся поездки снаружи метро, электричек и поездов, неформальные передвижения по высотным точкам зданий, исследование искусственных подземных сооружений в познавательных либо развлекательных целях и другие. Перечисленные формы опасны и требуют особого внимания со стороны как исследователей, так и практиков (педагогов, психологов, сотрудников социальных и образовательных учреждений).
Таким образом, возникает задача, как исследования самого экстремального поведения подростков, так и поиска наиболее эффективных методов психолого¬педагогического воздействия, направленных на профилактику экстремальных форм поведения в подростковой среде.
Методические рекомендации по профилактике зацепинга среди несовершеннолетних (далее – методические рекомендации) отражают современные представления о таких экстремальных развлечениях несовершеннолетних как зацепинг, трейнсерфинг. В них рассматриваются проблемы личностного становления несовершеннолетних группы риска и возможные пути их решения, представлены методы профилактики экстремальных форм поведения подростков.
Настоящие методические материалы предназначены для специалистов учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, родителей несовершеннолетних.
Итак, одной из базовых потребностей подросткового возраста является стремление группироваться со сверстниками для общения и совместной деятельности. Удовлетворяя ее, подростки объединяются в неформальные группы, принадлежность к которым – практически обязательный элемент процесса социализации в этом возрасте. Именно входя в ту или иную группу сверстников, подросток имеет возможность осваивать модели межличностного общения, «примерять» на себя разнообразные социальные роли. Для подросткового возраста также характерна так называемая реакция эмансипации. Коротко этот феномен можно охарактеризовать как мощное стремление к автономности, отдалению от семьи и взрослых, к избавлению от опеки. Подобную свободу или ее иллюзию дает улица. На первом плане среди референтно значимых людей всегда оказываются сверстники, друзья, подруги, а родители часто занимают самое последнее место, даже после учителей. Эта обычная возрастная тенденция перерастает в серьезную проблему для тех детей, которые не имеют нормальных семейных отношений и заботливых родителей.
Поэтому практически все безнадзорные дети и подростки входят в состав асоциальных и антисоциальных групп. Это связано в первую очередь с тем, что для подростка «группы риска» неформальная среда общения очень часто является единственной сферой социализации. Нередко, имея сложные взаимоотношения в семье, не посещая учебное и какое-либо досуговое учреждение, подросток вынужден примыкать к тому или иному объединению, автоматически принимая систему его норм и ценностей, которая не всегда оказывается социально положительной.
Для очень большого числа девиантных подростков ценностные ориентации и моральные принципы, проповедуемые референтной группой, являются личностно значимыми, а нормы поведения, принятые в ней, более привлекательны, чем те, которые установлены в семье и школе.
Продолжая данную тему, приведем мнение И.П. Башкатова, который считает, что неформальные группы подростков – это особый социальный организм со своими специфическими законами возникновения, развития и функционирования. Они имеют свои нормы, ценности, цели, интересы, какие-либо групповые мотивы и потребности. Мотивы объединения подростков в такие группы – самые разнообразные. Это могут быть общие интересы и склонности, единство судеб, преклонение перед силой, отвагой и независимостью новых «друзей», отвращение к одиночеству, желание продемонстрировать перед новыми знакомыми свою силу, ловкость и осведомленность.
Изучая личность подростка из маргинальной среды, А.Ю. Голодняк обнаруживает, что по мере выраженности у них склонности к делинквентному поведению, происходят следующие изменения в особенностях их личности по параметру социальные отношения. От в целом адекватных отношений со сверстниками и педагогами и разнообразных отношений с родителями – к преобладанию конфликтных отношений практически со всеми взрослыми и изоляции межличностных отношений в делинквентной группе сверстников в сочетании с высоким конформизмом в принятии групповых норм.
Пониженное самоуважение статистически связано у подростков практически со всеми видами девиантного поведения – нечестностью, принадлежностью к преступным группам, совершением правонарушений, употреблением наркотиков, пьянством, агрессивным поведением, суицидальным и экстремальным поведением.
Таким образом, можно выделить следующие психологические особенности подростков, определяющие их участие в группах девиантного характера.
Наиболее важной причиной приобщения подростков к девиантной среде является то, что подростковая группа удовлетворяет потребность в общении, в проведении досуга. Принадлежность подростка к группе сверстников дает дополнительные возможности самоутверждения. Некоторые из таких групп перерастают в антисоциальные. Также подростковый возраст требует моральных правил, на которые мог бы ориентироваться подросток. На этом фоне некоторые группы предлагают различного рода антисоциальную мораль, которую подросток с легкостью принимает.
Одной из базовых потребностей подросткового возраста является стремление группироваться со сверстниками для общения и совместной деятельности. Удовлетворяя ее, подростки объединяются в неформальные группы. Кроме этого, для подросткового возраста характерна реакция эмансипации, т.е. стремление к отдалению от семьи и взрослых, к избавлению от опеки. На первом плане оказываются друзья, сверстники. В случае неблагополучных семейных отношений такая тенденция перерастает в проблему развития девиантного образа жизни.
У большинства трудных детей и подростков блокирована фундаментальная потребность в уважении, принятии и любви, а в неформальных (девиантных) компаниях эта потребность может быть удовлетворена. Именно психологической комфортностью пребывания в неформальной группе объясняется почему сложно вернуть ребенка обратно в организованный социум.
Кроме этого, среди причин, способствующих участию подростков в неформальных группах, прежде всего, необходимо отметить неблагополучие в семейных отношениях, плохую организацию досуга, разочарование в идеалах взрослых, социальную несправедливость. Также причины участия подростков в неформальных молодежных объединениях кроются в низкой успеваемости и отчужденности от классного коллектива, в потребности в эмоциональной разрядке, в недостатке внимания к подросткам в семьях, в безнадзорности, вызывающей чувство одиночества и беззащитности.
В свою очередь, социальные группы представляют собой системы взаимоотношений и взаимодействий своих членов, и, в этом смысле, выступают отдельным субъектом, имеющим свои отличительные особенности. Поэтому, кроме психологических особенностей подростков, способствующих их объединению в группы девиантной ориентации, необходимо рассмотреть характерные черты социальных групп подростков с девиантной ориентацией как субъекта деятельности.
В связи с этим, прежде всего, необходимо отметить взгляд И.В. Севастьяновой, которая в своем исследовании утверждает, что социальные отношения возможны в поведении не только личности, индивида, но и коллектива. Отклоняющееся поведение – форма дезорганизации поведения индивида в группе категории лиц (девиантов и делинквентов), обнаруживающая несоответствие сложившимся ожиданиям, моральным и правовым требованиям общества. При этом об отклоняющемся поведении личности следует говорить не тогда, когда подросток начинает совершать правонарушение, а тогда, когда свободное время проводит в группах отрицательной направленности.
Проведя тщательный анализ, ученые сделали ряд любопытных выводов. Они считают, что вопреки «внешним» представлениям, существует жесткая система правил, которые регулируют и регламентируют все происходящее в девиантных группах подростков. Подобное исследование было проведено российским ученым С.А. Беличевой, в ходе которого была подтверждена гипотеза о том, что неудовлетворенность своим положением в классе служит основной причиной деформации социальных связей подростка и возникновения неформальных девиантных подростковых групп. Трудные подростки вследствие своей изолированности, не признанности в школьном коллективе чрезвычайно дорожат мнением своих уличных друзей. Самоутверждение в них протекает в формах антисоциального поведения в соответствии с нормами и нравственными ценностями девиантных групп. Изолированный начинает активно искать среду, где бы он чувствовал себя «человеком», где бы нашел признание своей личности. И этой средой становится неформальная группа, в которой компенсируется престижная неудовлетворенность.
При всей тяге к независимости такие подростки отличаются повышенной конформностью. Боязнь остаться в одиночестве, желание быть «как все» заставляет подростка неукоснительно следовать правилам, установившимся в девиантной группе, и требованиям ее вожаков. Чем ниже самооценка подростка, чем сильнее он чувствует себя в одиночестве, тем важнее для него чувство групповой принадлежности, в которой он черпает для себя ощущение собственной силы.
В ситуации группового возбуждения повышенная конформность дополняется вторым фактором – психическим заражением. Эмоциональное возбуждение окружающих многократно усиливает импульс, идущий от слов лидера, музыки, ритма и т.д. Все это, вместе взятое, ослабляет сознательный самоконтроль и сознание личной ответственности, рождает чувство анонимности и безнаказанности, в результате чего эмоциональное возбуждение может проявиться самым неожиданным и непредсказуемым образом, в частности агрессивностью. Этим объясняются разного рода правонарушения, преступления и другие проступки подростков, совершаемые группой. По мнению самих подростков, чувство «стадности», снижает в какой-то степени ответственность за свое поведение, придает силу и уверенность в себе.
Поэтому при расхождении собственных взглядов, оценок с позицией группы подростки предпочитают солидарность с ней. Отмечено, что девиантные группы сверстников не только являются базой формирования антиобщественных взглядов и установок, взаимного «обогащения» негативными привычками и навыками, не только служат психологической опорой для самооправдания при совершении правонарушений («как все»), но и непосредственно вовлекают в антиобщественное поведение.
Таким образом, учитывая, что в девиантных группах жестко действуют собственные правила, подростки вынуждены выбирать наркотики, преступность и другие формы противопослушного образа жизни. А. Добрович описал «неписанные правила» девиантных групп. Они практически полностью соответствуют нормам уголовной субкультуры, чьей главной характеристикой
В.Ф. Пирожков считает наличие преступной иерархии и антисоциальных правил, выполняющих роль закона.
Другой особенностью девиантно-ориентированных подростковых объединений является их закрытость для взрослых, особенно тех, кто относится к ним свысока, с позиции всезнающего человека, чье мнение является единственно верным. В результате любые попытки общения подростки воспринимают в штыки, и мнение большинства взрослых не является для них авторитетным. Ошибка большинства школьных преподавателей и педагогов клубов дополнительного образования кроется в неумении найти верный подход к таким детям, и поэтому последние часто предпочитают улицу в качестве места своего «дополнительного образования».
В свою очередь, С.А. Беличева отмечает, что, фактическая утрата подростком внутренней связи с позитивно ориентированным коллективом, формирующимся на основе социально значимой деятельности, оказывает решающее влияние на формирование его личности, деформируя ее в направлении ориентации на девиантное поведение.
Данная особенность взаимовлияния личностных особенностей и групповых характеристик в развитии девиантного поведения раскрывается в исследовании идентичности подростков – участников криминальных группировок И.А. Семикашевой. Анализ социально-психологических особенностей девиантно¬ориентированных подростковых объединений позволил выделить специфические черты, которые способствуют чрезмерной идентификации с группой и препятствуют обособлению, что, в свою очередь, отражается на становлении идентичности. К таким чертам относится закрытость, приводящая к жесткой иерархической структуре, в свою очередь, сказывающуюся на структуре межличностных отношений.
На основе вышеприведенного анализа особенностей социальных групп подростков с девиантной ориентацией выводится важный методологический принцип.
Во-первых, подростки, склонные к девиантному поведению, обладают личностными и индивидуальными особенностями, которые детерминируют проявление девиаций в их поведении и группирование в объединения подростков со схожими особенностями.
Во-вторых, группы удовлетворяют потребности подростков, склонных к девиантному поведению, в общении, проведении свободного времени, самоутверждении. Далее, в силу повышенного конформизма группы подростков с девиантной ориентацией становятся более жестко структурированы и закрыты для окружения, что приводит к замыканию подростков, склонных к девиантному поведению, в рамках антисоциальной среды.
И наконец, нахождение в девиантной среде ведет к деформации личности подростка, которая проявляется в еще большем разрыве межличностных связей с позитивным окружением, а также к развитию ориентации личности на девиантное поведение.
В связи с этим, родители должны находиться в равноправном положении к своему ребёнку, пользоваться его уважением, интересоваться его времяпровождением, в том числе в сети Интернет, заполняться семейный досуг совместными яркими событиями, способными его увлечь, это составит альтернативу «неорганизованной социализации».