Рекомендации для педагогов по профилактике вовлечения подростков в деструктивные субкультуры и несанкционированные массовые мероприятия
ЧВК «Редан» – молодежное движение (далее – Движение), набравшее
популярность после массовой драки подростков, которая произошла
22 февраля 2023 г. в ТЦ «Авиапарк» г. Москвы. В основу Движения взята
внутренняя культура и атрибутика банды «Редан» из аниме-сериала
Hunter x Hunter. Изначально публикуемый контент в созданных сторонниками
аниме-сообществах в социальной сети «ВКонтакте» связан с публикацией
и обменом между пользователями аниме-иллюстрациями и мемами.
Массовое распространение информации о конфликте подростков
способствовало популяризации Движения и, как следствие, созданию большого
количества сообществ и Телеграм-каналов ЧВК «Редан» и АНТИЧВК «Редан»,
а также росту количества размещаемых провокационных постов в социальных
сетях. Также стоит отметить, что тиражирование информации о Движении привело
к активизации иных молодежных субкультур, которые «объявили охоту»
на сторонников ЧВК «Редан».
Какие признаки вовлечения в деструктивные сообщества должны
привлечь внимание педагогов образовательных организаций:
1. Если обучающийся изменил внешний вид и/или стиль в одежде.
К отличительным особенностям внешнего вида «редановцев» стоит отнести
следующие:
-носят преимущественно черную одежду с изображением паука
и цифрой внутри (самая популярная – 4). На свое усмотрение «редановцы»
дополняют образ деталями: перчатки с паутиной, длинные черно-белые шарфы
и т.д.;
– большинство приверженцев Движения носит длинные черные волосы;
– клетчатые штаны в сочетании с другими предметами одежды;
– возможно нанесение временной или постоянной татуировки
в стиле атрибутики Движения, преимущественно с изображением паука
(расположение на руках – кисть, предплечье).
2. Если обучающийся на своей странице в социальных сетях проявляет
следующую активность:
– выкладывает свои фотографии в униформе соответствующего стиля
с подписями «хочу к вам», «примите к паукам», «хочу в редан», «возьмите в
семью», «как круто быть с вами» и т.п.;
– заполняет свой аккаунт стилистическими изображениями паука «Редан»;
– в публикациях поддерживает организацию массовых драк
и/ или размещает информацию о готовности участвовать в массовых драках,
о местах их проведения;
– в публикациях информирует об участиях в тематических «сходках»
Движения;
– сообщает о своем противостоянии с другими субкультурами
на фоне причастности к «Редан»;
– подписан на тематические сообщества «Редан», распространяет
о них информацию.
При выявлении данных маркеров важно комплексно выстроить работу
по оказанию психолого-педагогической помощи обучающимся:
– сообщить о предполагаемых рисках вовлеченности обучающегося
в субкультуру педагогу-психологу образовательной организации и классному
руководителю;
-проинформировать родителей (законных представителей) обучающегося
и выработать единую воспитательную стратегию;
– проинформировать администрацию образовательной организации
о необходимости применения к обучающемуся комплексных мер профилактической
работы.
3
В целях предупреждения вовлечения несовершеннолетних
в деструктивные субкультуры предлагается реализация профилактических мер
по следующим направлениям:
– усовершенствование массовых форм социально-культурной
и досуговой жизни подростков и молодежи, устранение негативных социальных
и культурных факторов, способствующих девиантному поведению, за счет
активного приобщения молодежи к творческой деятельности, организации
и модернизации организаций дополнительного образования, содержательная
деятельность которых будет основана на индивидуально-личностном подходе
и направлена на реализацию актуальных потребностей, творческого потенциала
формирующейся личности;
– раннее выявление несовершеннолетних группы риска и реализация
мероприятий по оказанию адресной психолого-педагогической помощи
и социализации подростков;
– правовое просвещение и формирование правового сознания
несовершеннолетних;
– родительское просвещение и профилактика семейного неблагополучия;
– формирование благоприятного психологического климата в
образовательных организациях, обеспечение педагогического
и психологического «посредничества» в разрешении возрастных кризисов
обучающихся, а также межличностных конфликтов внутри коллективов
обучающихся.
Особый акцент следует делать и на привлечение молодых лидеров
к формированию представлений о социальной ответственности за деструктивные
действия, транслированию социально приемлемых ценностей, возможно также
привлечение их к обучению и процессам медиации.
К несовершеннолетним, принимающим участие в протестных
и социально опасных акциях, рекомендуется применение мер воспитательного
и просветительского характера, в том числе проведение профилактических бесед
о возможных последствиях участия в подобных мероприятиях.
4
Кроме того, общей профилактической мерой, способствующей снижению
вовлечения подростков в деструктивные субкультуры, может являться организация
групповых форм взаимодействия среди подростков при посредничестве педагога
или психолога для формирования коммуникативных умений и развития навыков
разрешения межличностных конфликтов. Таким образом, воспитательную работу
по направлению несовершеннолетних на продуктивные пути социализации
рекомендуется выстраивать на индивидуальном, межличностном и групповом
уровнях, что обеспечивает системность психолого-педагогического воздействия.